Турист: «Любит — не любит, к сердцу прижмет — к черту пошлет…»

0
308

Не секрет, что в этом сезоне на курортах Красной Поляны витал дух пессимизма по поводу количества приехавших на отдых туристов. В этом году не было такого новогоднего бума, как в декабре-январе 2015-16, не было сумасшедших пробок и очередей на подъемники. Но стоит ли переживать об этом? Красная Поляна уж точно не останется без туристов.

Замедление роста туристического потока благоприятно по ряду причин:

  • исчезновение очередей идет только на пользу горнолыжным курортам – повышается имидж, более качественным становится отдых, туристы на позитиве планируют дальнейшие посещения;
  • уменьшился трафик не целевой аудитории – туристов, которые на волне обстоятельств приехали на курорты в отсутствии альтернатив, в силу известных всем политических и экономических обстоятельств;
  • заполнение курортов на 50-60% — это нормально, тогда как переполнение создает инфраструктурные сбои и в общем несет негативный эффект;
  • исчезновению очередей и относительно свободные трассы – результат открытия Южного склона на горном курорте Роза Хутор и ввод новых трасс и подъемников на Северном склоне от Роза Стадион. По сути появился еще один горнолыжный курорт сравнимый с ВГК Горки Город:
  • в целом инфраструктура курортов выросла и за счет увеличения гостиничного фонда (Горная Олимпийская деревня увеличила в разы свою гостиничную емкость), стремительного расширения сети общепита. По ощущениям, число ресторанов, кафе, столовых и фастфуда выросло чуть ли не вдвое. А пункты проката открылись в каком-то невероятном количестве. Ну и развлекательная индустрия наградила Красную Поляну игровой зоной. Хотя какое это имеет отношение к горным лыжам?

Несмотря на упаднические настроения, статистика дает основания предполагать, что по итогам сезона туристический трафик сравняется с прошлогодним или слегка его превысит. Предварительные итоги говорят о 8% росте.

Как распределяется туристический трафик?

Из названного 1,2 млн гостей в 2017 году пляжных туристов было исчезающе мало. Думаю, что не более 10 – 30 000. Из общего числа около 700 000 туристов приходится на горный курорт Роза Хутор. И видимо остальные распределяются между ГТЦ Газпром и ГВК Горки Город.

Дала ли игорная зона значимый приток туристов?

Судя по данным издания «Коммерсант», игроки составляют около 7% от общего количества зимних туристов. Возможно заявленные 8% роста туристического потока и составляют рост игровой индустрии.

«Лето, ах, лето…»

С границы 90-х и нулевых годов, когда летний туристический поток в Красную Поляну в разы превышал зимний, ситуация значительно переменилась.

На фоне горнолыжного бума и взрывного роста горнолыжных курортов летний туризм выглядит Ржаным ручьем по сравнению с Мзымтой. Если вычеркнуть экскурсионный однодневный трафик, то дела обстоят кисло. Гостиницы летом большей частью стоят не заполненные или вообще закрываются. Большая часть сезонников уезжает.

Джипинг, рафтинг и трекинг (наиболее распространённые летние активности) не дают даже тысячной доли зимних туристов. Экскурсанты пассивны и малобюджетны. Их посещение включает, как правило, подъем на канатных дорогах, бесплатные прогулки и перекус.

Усилия по развитию горной активности дают ежегодный прирост в 20 – 30%, но в виду незначительного абсолютного числа это выражается в очень скромных цифрах – в лучшем случае прирост в 10 — 15 000 человек за сезон. И пока нет такого потенциала, который кардинально изменит ситуацию.

Мне видится выход в федеральной программе продвижения горного отдыха. Пока же «каждый кулик свое болото хвалит», то есть каждый инициатор летних активностей «двигает» свои туристические проекты, прорыва не будет.

А так летом у нас хорошо!

Редактор Краснополянской правды: Александр Курбангалеев.