Дорожная история Красной Поляны

0
992

Добраться в Красную Поляну из центра Сочи сегодня можно буквально за час. Это стало возможным благодаря строительству новых автомобильных дорог. Однако многие старожилы помнят и первое краснополянское шоссе. Созданное в начале прошлого века оно долгие годы связывало горный поселок с побережьем Черного моря.

Из-за сложного рельефа между берегом моря и районом нынешней Красной Поляны попасть к ней в древности было делом непростым. А вот в эпоху Средневековья существовала уже целая сеть караванных путей, ведущих с побережья к Северному Кавказу, однако практически все они представляли собой вьючные тропы. Разработкой дороги с берега моря к Красной Поляне занялись русские военные весной 1864 года, в самом конце Кавказской войны. Обустройством вновь приобретённых земель некоторое время занимался Даховский отряд генерала Василия Геймана. С переводом войск в другие места устроенные ими дороги не поддерживались и буквально через два года пришли в совершенно непроезжее состояние.

Начало строительства Краснополянского шоссе связано с инициативой гофмейстера
Николая Саввича Абаза, председателя особой комиссии для выработки проекта законоположений по устройству Черноморского побережья. В октябре 1895 года он ходатайствует об ассигновании по смете Министерства Путей Сообщения суммы в 200 000 рублей на устройство шоссейной дороги от Адлера до села Красной Поляны.

«Дорога предоставит жителям возможность сбыта своих произведений и будет служить средством к развитию сельского хозяйства и, особенно, плодоводства. По всему направлению откроются значительные пространства свободной земли, годной для новых поселений. Красная Поляна принадлежит по своим климатическим и почвенным условиям к числу наиболее богато одарённых местностей побережья, богата минеральными источниками, имеющими несомненную будущность», — отмечает в своем донесении Николай Абаз.

Для проведения изысканий из государственного казначейства выделяется 30000 рублей. Работы проводит инженер Василий Константинов, которого многие считают руководителем строительства Краснополянского шоссе. В действительности он был производителем работ, то есть по-современному – прорабом, а руководил стройкой инженер Станислав Гофман. Окончательное решение о строительстве горного шоссе принимается лишь через год – в 1897 году, полная стоимость работ определена в 393 тысячи рублей, но в дальнейшем эту сумму придется значительно превысить. Во время строительства инженер Константинов делает несколько выводов – расширение полотна и присыпка его землей из сделанной выемки приводит к оползням, а осенние дожди буквально за пару месяцев превращают дорогу в непролазную топку. Выход один – шоссировать проложенную трассу сразу на всю ширину. Особое внимание участку в теснине Ахцу.

«Направление и положение на откос скалы предварительной тропки определяется чисто случайными деталями местности и характером рабочих, закладывающих тропку; от тех же слу­чайных условий зависит и количество работ, всегда конечно трудно-скальных, по пробивке тропки. Необходимо предвидеть значительное увеличение объёма скальной выемки против проектного, исчисленного по геометрическим профилям», — пишет инженер в своем отчете.

Строительство Краснополянского шоссе в какой-то момент начинает носить, что
называется, международный характер. Это связано со скандалом между обмерщиком работ и одним из подрядчиков Мемед Эфенди Тираки-оглы. В разбирательствах участвуют Чрезвычайный турецкий консул в Новороссийске и турецкий посол в Петербурге. Всего же на скальном участке Краснополянского шоссе работают приблизительно две с половиной сотни рабочих.

«Самый трудный участок – ущелье Ахцу длиной в семь верст. На нём земляные работы вполне закончены, разработка же скальных участков не завершена — произведено до четырех процентов  всего количества работы. На этом участке выработано с начала работ свыше 20000 кубических саженей скальных пород кремнистых известняков значительной твёрдости. Полотно прошло главным образом в выемке с откосами до 30 саженей высоты. Такая значитель­ная высота вызвана крайне неблагоприятным напластованием сплошных скалистых масс, не допускавших применения навесных откосов и полутоннельных профилей», — отмечает в своем рапорте от 1899 года Василий Константинов.

Вскоре на самом высочайшем уровне принимается решение об изменении проекта Краснополянской дороги. В связи со строительством в поселке института для девиц – требуется расширение шоссе. В поисках возможности расширить дорогу на скальном участке без выборки скальных пород Константинов предлагает уменьшить размеры кюветов, так как вода и так пре­красно отводится расщелинами в скалах. А вместо каменных парапетов установить железные перила.

Открытие шоссейной дороги и освящение тоннеля в ущелье Ахцу длиною в 42 сажени происходит 20 сентября 1899 года. Но работы по его созданию продолжаются еще несколько лет. Только спустя четыре года строятся два желез­ных моста на каменных устоях через реки Кепша и Чвижепсе, а также каменные на цементном растворе парапеты и подпорные стенки на значи­тельном протяжении обрывистых скальных откосов. На эконо­мию от ассигнований в 1905 году идет заготовка щебня, рассыпка его и укатка производятся в 1906 году. Эту дату и можно считать окончанием строительства Краснополянского шоссе.

«Из Сочи на Красную Поляну отправляются различно. На извозчике — цена 30—35 рублей и дороже, если съезд публики большой. В экипаже может поместиться не более 4-х человек. На линейке — цена от 18 до 25 рублей, поместиться могут 8 человек. Это самый удобный экипаж по своей вместимости для экскурсантов. Дроги, на которых удобно делаются экскурсии в окрестностях Сочи, для Красной Поляны утомительны. Цени их — 10-12 рублей, поместиться могут 5-6 человек», — указывает путеводител Дороватовского того времени.

Стоит отметить, что Краснополянское шоссе в первоначальном виде существует довольно долго. Частичное изменение дороги будет проведено спустя почти век. В 1980-х годах строится новый участок шоссе от села Молдовка вдоль русла реки Мзымта.

Юлия Мякинина.

Текст подготовлен по материалам книги Владимира Костиникова «Сочи: дороги и люди».