Счастью учит Асисяй

0
436

В самый разгар лета в Красной Поляне пошел снег. Крутились снежинки, свистела метель, летели бураны, оплетая все паутиной нежности. Такое чудо жителям и гостям курорта подарил знаменитый клоун Вячеслав Полунин. В горы Сочи он привез свое легендарное «сНежное шоу».

«Я не занимаюсь искусством. Я учу людей быть счастливыми, а клоунада – это лишь инструмент», — поделился мыслями любимый многими Асисяй.

О счастье и дураках, судьбе и призвании, героях и инженерах профессионал праздника и фантазии Вячеслав Полунин рассказал корреспонденту «Краснополянской Правды».

— «сНежное шоу» знают и любят в разных странах. С гастролями вы объехали целый мир. Почему решили представить его в Красной Поляне?

— Если честно, всегда еду туда, куда меня приглашают. Правда звать иногда приходится долго, так как гастроли у меня расписаны на полгода. И тут все зависит от настойчивости приглашающей стороны. На «Роза Хутор» оказались очень настойчивые продюсеры. К тому же хотелось посмотреть, что это за новый концертный зал построили в горах, попробовать может ли он быть гармоничным для театра. Оказалось — площадка легко трансформируется, мы сделали из огромной — очень уютную и камерную. А Сочи для меня — это синоним лета. Когда-то трудился в ансамбле «Дружба», который каждый год с гастролями на несколько недель обязательно приезжал к морю. Мы работали в «Летнем театре», и я всегда лежал на пляже до последней минуты, бежал на сцену только тогда, когда уже звонок слышал. Даже придумал несколько номеров в одних трусах, изображал спортсменов – то боксера, то бегуна. В Сочи ведь люди отдыхают, у них праздник на душе, а я как раз являюсь профессионалом праздника!

— Герой шоу – Асисяй – радует и удивляет уже более 20 лет. Как придумали такого персонажа?

— Дело это – не быстрое. Сначала ты навоз возишь, потом зерно сеешь, ищешь, удобряешь, грядки окучиваешь, потом раз, и что-то проросло. Если сидеть и ничего не делать, то ничего и не появится. Несколько лет я занимался исследованием народного героя, изучал в чем феномен Дон Кихота, Маленького Принца, Иванушки-Дурачка. Думал, а что в них притягивает людей? Понял, что нужно своего героя сложить так, чтобы он откликался в каждом. Начал собирать, что мне нравится в себе, что в моих друзьях и знакомых. Это как складываешь мозаику – чуть-чуть искренности, чуть-чуть упорства, чуть-чуть восторга. В какой-то момент вдруг понимаешь – образ здесь очень кстати.

— Сменилось уже целое поколение, а Асисяя до сих пор любят и ждут. Насколько разными бывают зрители?

— Когда начинал, внимательно следил за тем, чтобы мой герой был понятен хоть бабушке, хоть ребенку, хоть иностранцу. Стремился, чтобы у моего искусства не было ограничений. Поэтому как только встречался какой-то зритель, которого не цепляло, искал способ к нему пробиться. Это постепенно и происходило. Объехал вначале всю Россию, а потом захотел убедить в необходимости нежности весь мир. В Англии сказали – это слишком сладко, очень медово. Для русского человека сопереживание — нормально, а для англичанина неудобно демонстрировать чувства. Начал искать к ним подход. Сделал своего героя демоном. Повесил нос грушей, нарисовал черные глаза. Это вызвало доверие и любовь английских зрителей. Но я же просто своего русского героя спрятал внутрь демона.

— А как вы решили стать клоуном. Знаю, что одно время даже учились на инженера…

— Если честно, с детства я был очень смешным. В школе стоило обернуться к классу, тут же хохот! Учителям не нравилось, до сих пор помню: «Полунин, вон из класса!». Так и превратился в клоуна, понял, что это будет любимым делом жизни. А насчет инженера, это была просьба моей мамы. Она считала, что это единственная профессия, которая может прокормить человека. Я честно пытался, а потом взял маму, притащил ее в театр. Она сказала: «Кажется, ты можешь это делать так, чтобы зарабатывать себе на жизнь!». Естественно разрешила мне бросить инженерную стезю. Клоунами не становятся, ими рождаются — это судьба, и попытка от нее уйти никогда не удается. Ребята из моей команды, что только ни делали, чтобы не заниматься клоунадой. И на стройках работали, и в школах, и в милиции – бесполезно! Возвращались в клоунаду! Это затягивает, как воронка.

— У меня ребенок тоже очень смешной. Посоветуете, идти в клоуны?

— Первое, что говорю, когда ко мне обращаются за подобным советом – никогда не занимайтесь этой профессией! Если человек возвращается в десятый раз – отправляю мыть посуду в моем театре, красить сцену, ставить декорации. Выдержит — говорю, что из тебя возможно и выйдет артист! Так было и с моими сыновьями. Сказал им: «Берите и делайте, что вам попало под руку, что-то полюбите на всю жизнь». Младший сын Ванька, например, полгода работает клоуном. А вторые полгода нанимается учеником к какому-то ремесленнику. Сменил уже полтора десятка профессий, они у него в руках и в голове. Сейчас он на острове Бали делает невероятной красоты горшки. Второй сын Дима всегда интересовался техникой. Он следит за всеми новинками, знает детали, во всех моих проектах он технический директор.

— Поэтому вы решили помимо профессии артиста попробовать роль президента, возглавить «Академию дураков»?

— «Академию дураков» создал в альтернативу заумным людям. Они все время делают вид, что знают, как построить мир, как сделать людей счастливыми, но ничего у них не получается. А вот дураки — всегда счастливы. Бесконечно рады, что живут на этом свете! Вот мы и начали помогать умным, рассказывать, объяснять, затягивать в наши события. Два года занимаюсь с японцами, на каждых гастролях у меня появляются ученики из страны Восходящего солнца. Так вот они говорят: «Мы слишком серьезные, научите нас радоваться и смеяться!». Даже лекцию читаю «Как быть счастливым». В ней всего 72 пункта. Просто нужно вызубрить их и все – полные штаны счастья обеспечены.

— Поделитесь с нами основными?

— Конечно. Они бесконечно просты. Первое – делай только то, отчего внутри «дзинькает». Второе — делай только с теми, кого хочешь обнять. Сразу понятно, с кем ты хочешь что-то делать, а с кем нет. Третье — делай там, где счастливое место. Во всем должна быть гармония. Я, например, иногда год ищу место, где буду репетировать.

— Глядя на вас, можно не сомневаться, что советы работают! Говорят, вы на гастроли всегда возите с собой подушку, на которой рождаются идеи, никогда не одеваете часов и не смотрите телевизор. Может поэтому вы в такой замечательной форме?

— Добавьте, я еще газет не читаю! А зачем? Я до 45 лет и вина не пил, правда потом попал во Францию, и мне жутко понравилось (смеется). Зачем все это нужно, если я всегда был в своих фантазиях, в своем творчестве. Надо просто любить жизнь, понимать, как прекрасно существовать на этом свете. Влюбляться, смотреть на все открытыми глазами, удивляться и вляпываться черт знает во что. Это радость, а значит и счастье…

Елизавета Оболкина