Календарь краснополянского краеведа. Декабрь

0
657

Текст основан на материалах книги Владимира Костиникова «Календарь сочинского краеведа».

1 декабря 1925 г.

 

 

 

Родился Борис Дмитриевич Цхомария – учитель краснополянской школы, основатель музея истории Красной Поляны. Почетный гражданин Сочи.

3 декабря 1898 г. 

Распоряжения, объявленные Правительствующему Сенату Министром Земледелия и Государственных имуществ.
«263. О запрещении горного промысла в части Черноморской губернии. Озобочиваясь сохранением открытых в округе Красной Поляны (по система рр. Мзымты и Псоу), Черноморской губернии, минеральных источников, впредь до ближайшего геологического изучения их, с целью установления округа охраны, Министр Земледелия и Государственных Имуществ, нашел необходимым объявить местность, заключающую в себе означенные источники, несвободную для частного горного промысла и с этой целью дополнить расписание земель, в коих частная горная
промышленность вовсе не допускается: «В Черноморской губернии местность по системам рр. Мзымты и Псоу, прилегающая к селению Красная Поляна и ограничиваемая с юго-запада прямой линией, идущею от горы Ахахча до горы Иегош; с севера-запада – линиею, идущей от горы Иегош по водораздельному хребту между
системами р.р. Чвижепсе и Сочи, до пересечения сего хребта с главным Кавказским хребтом, близ горы Чура; с севера – линиею по водораздельному гребню главного Кавказского хребта от предыдущего пункта до горы Дзитаку; с северо-востока от горы Дзитаку линиею по гребню главного Кавказского хребта до пересечения с водораздельным хребтом между рр. Мзымтой и Одохара и с юга- линиею от последнего пересечения по водораздельному хребту, между системами рр. Мзымта и Псоу с одной
стороны и р. Бзыби с другой до г. Ахахча».

6 декабря 1800 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

День рождения Иосифа Ивановича Ходзько, военного геодезиста, генерал-лейтенанта. В 1864 году генералом Ходзько осмотрены в Кубанской области пути и перевалы, ведущие с северной стороны главного хребта на южную, включая дорогу по Малой Лабе, через перевал Псеашхо, на реку Мзымту.

9 декабря 1951 г.

 

 

 

 

Газета «Адлерская правда» сообщила сведения о редчайшем дереве: «В глубине лесных массивов в горной зоне растет интересное и ценное дерево, древовоидная лещина. Высота дерева достигает 30-35 метров, а ствол в диаметре достигает одного метра. Лист этого дерева похож на лист дикого фундука «дамские пальчики». Дерево очень урожайное, к тому же оно представляет ценный строительный материал. Всего таких деревьев насчитывается до 100 экземпляров».

19 декабря 1913 г.

Начальник управления земледелия и государственных имуществ Черноморской губернии и Кубанской области распорядился выделить 20 десятин казенной земли по прошению инокини Иверско-Алексеевской общины сухумской епархии Серафимы под постройку новой женской обители. Выделили земли 10 марта 1914 года на Аибгинском шоссе, на 14 версте от селения Аибга.

29 декабря 1896 г.

Газета «Кавказ» сообщала:
«Новый путь на Черноморском побережье Председатель Высочайше утвержденной комиссии для выработки проекта законоположений об устройстве Черноморского побережья графмейстер Абаза ходатайствовал об ассигновании на постройку дороги от м. Адлера до Красной Поляны суммы в 200 000 рублей. При этом он объяснил, что упомянутая дорога, соединяя селения, лишенные ныне путей сообщения, с приморским пунктом Адлер, предоставит жителям возможность сбыта своих произведений и, следовательно, должна служить средством к развитию сельского хозяйства и особенно плодоводства; кроме того, по всему направлению ея откроются значительные пространства свободной земли, совершенно годной для новых поселений. А, таким образом, пустынная ныне местность оживится. Далее, по удостоверению гофмейстера Абазы, конечный пункт означенной дороги. Красная Поляна, принадлежит по своим климатическим и почвенным условиям к числу наиболее богато одаренных местностей и обещает в будущем широкое развитие. Не говоря уже о большихколичествах земли, местность эта изобилует минеральными источниками. Эксплоатация обширных и богатых лесов точно также затрудняется отсутствием дороги. Весною решено приступить к ее сооружению».