Он строил дорогу в горы

0
137

10 июня 1867 года родился человек, который сыграл важную роль в развитии Красной Поляны, — Василий Константинович Константинов. Талантливый инженер принимал активное участие в создании первой дороги к горному поселку.

Мать Василия Константиновича — Екатерина Павловна Майкова — была женщиной неординарной. Летом 1864 года она, будучи замужем и имея троих детей, познакомилась со студентом Федором Любимовым. В 1867 году у них родился сын, названный по документам Василием Константиновичем Константиновым. Отчество и фамилия мальчика были образованы от имени крестного отца.

В 1869 году Екатерина Майкова переехала в Сочи, где она совершила много добрых дел. В ее просторном доме на бывшей Михайловской улице, где сейчас находится гостиница «Приморская», она открыла общедоступную библиотеку с читальней, где устраивались литературные и музыкальные вечера, диспуты по злободневным проблемам общественной жизни, проводился сбор средств в помощь малоимущим. По ее инициативе были открыты ночлежный дом и столовая для малоимущих рабочих. А ее сын Василий Константинов долгое время воспитывался чужими людьми «по совершенной бедности на счет благотворительных сумм». Это не помешало ему, он окончил с золотой медалью Петербургскую гимназию, физико-математический факультет Петербургского университета с дипломом первой степени и Институт инженеров путей сообщения.

В течение 1895—1896 годов Константинов участвовал в экспедиции для обследования площади бывших горских поселений и брошенных сельскохозяйственных угодий с выделением мест, удобных для освоения переселенцами. Исследования экспедиции показали, что «в прежнее время край был густо населен» и «что в хозяйстве горцев имели место разнообразные отрасли сельскохозяйственного производства». По результатам экспедиции Василий Константинович провел разработку сети горных дорог, позволяющих переселенцам освоить брошенные местным населением после окончания Кавказской войны внутренние области.

Вскоре строительство дороги от Адлера до Красной Поляны приобрело первостепенное значение. Работать строителям приходилось в исключительно трудных условиях. Киркой и ломом дорогу прокладывали тысячи крестьян, покинувших в поисках заработка родные места из-за сильной засухи в центральных губерниях. Стоило это немалых жертв. На одной из скал сохранились вбитые в нее два ломика, с которых сорвались в пропасть смельчаки, использовавшие их с помощью веревки в качестве опоры. И таких случаев были сотни. Но спустя всего три года краснополянская дорога длиной 47 верст с ответвлением к Императорскому охотничьему дому уже обслуживала населенные и заселяемые участки нижнего и среднего течения реки Мзымты.  Константинов сообщал, что, несмотря на незавершенность строительства дороги на отдельных участках и отсутствие стационарных мостов, движение по ней открыто.

Вот как описывали Василия Константинова современники: «Высокий, худощавый, с грубоватым, некрасивым, но энергичным лицом, инженер путей сообщения Константинов был подлинным демократом… По внешнему виду он мало чем отличался от рабочего. В стоптанных чувяках, поношенной тужурке и фуражке с форменным значком, он пользовался большой популярностью среди рабочих. В жизни Константинов был человеком неприхотливым. Обычно спал на полу, расстелив бурку, возил с собой инструмент и при необходимости мог подбить каблуки на сапогах».

Позже Василий Константинов работал инженером на строительстве Черноморской железной дороги, которое было начато в 1914 году. Не оставлял он научно-исследовательскую и краеведческую работу. Василий Константинович организовал в Сочи отделение Кавказского горного клуба, занимавшегося изучением флоры и фауны здешних мест, археологии и палеонтологии, а также быта народов Кавказа. Собранная им богатая коллекция из 200 единиц минералов, 60 единиц палеонтологических находок, 273 видов растений и большого числа других предметов и сейчас хранится в фондах Сочинского краеведческого музея.

Обстоятельства смерти талантливого инженера неясны. Как следует из воспоминаний сотрудника Константинова Николая Штейпа, во время Гражданской войны он жил в Ростове. Летом 1920 года Василий Константинович перебрался в Новороссийск и пешком направился в Сочи. По дороге его задержали и расстреляли без суда и следствия. Это случилось 22 июня 1920 года.

Уникальная краснополянская трасса служила людям долгие годы. К столетию ее создания на скальном участке, при въезде в тоннель, был установлен памятный знак Василию Константинову. Сегодня его могут увидеть лишь экстремалы, отважившиеся на прогулку по закрытой дороге. К сожалению, скульптурный портрет находится не в лучшем состоянии. Возможно, когда-то наступит время, и памятный знак реконструируют и перенесут в общедоступное место. Ведь Василий Константинов так много сделал для развития Красной Поляны.

Автор: Даниэлла Москаленко